Микос Камараускас родился в 1944 году в Литве на хуторе недалеко от Варены. Окончил только четыре класса начальной школы. Так как детей в семье было много, в одиннадцать лет пришлось идти работать учеником печника, чтобы было на что жить. Работы было много. Чистили дымоходы, меняли кирпичи и замазывали трещины, а иногда приходилось полностью перекладывать всю печь. Микос быстро вник в премудрости профессии и в шестнадцать лет стал работать уже печником…
В 1963 году его призвали в армию. Микос попал во внутренние войска. Привезли на Урал, в посёлок в тайге. Русский язык изучал только в школе, поэтому знал плохо. И его отправили работать в свинарник при воинской части. Воинская часть охраняла лагерь Кизеллага и Косьвинский гидролизный завод, на котором работали заключённые. Микос убирал в свинарнике, мыл и кормил свиней. Сослуживцы стали называть его Мишкой, и он привык.
Забивать очередную свинью на мясо с кухни периодически приходил шеф-повар, высокий и тучный старшина сверхсрочник. Бил он с одного удара в сердце, чтобы свинья не мучилась. Ловко подставлял тазик под рану, и кровь лилась в тазик, наполняя его. Потом разделывал тушку свиньи, мясо пускал на кухню, а копыта, лёгкие, печень, почки, желудок и кишки тщательно промывал и убирал в холодильник, чтобы приготовить из этого разные вкусняшки для офицеров. Из крови с кишками он делал колбасу.
Долго Мишка любовался работой старшины. Ему так захотелось тоже стать поваром, что он не мог больше молчать. И Мишка стал просить шеф-повара, чтобы разрешил помогать ему.
— Товарищ старшина, а долго нужно учиться, чтобы стать таким поваром?
Старшина посмотрел на молодого солдата, — Ты хочешь стать поваром?
— Я до армии работал печником и не задумывался над тем, что люди готовят в печах после. И уже давно наблюдаю за вашей работой. Как ловко Вы всё делаете. Я восхищён и хочу тоже научиться этому искусству.
— Ладно. Посмотрю, что ты можешь. Для начала будешь забивать и разделывать свиней, чтобы я не пачкался. Согласен?
— Так точно! Товарищ старшина.
Старшина показал молодому как нужно держать нож, как подходить к свинье и как наносить удар. Мишка старался и дело пошло.
Старшина видел, что этот солдат старается. В свинарнике чисто, и свиньи ухоженные. Оценив его трудолюбие, и желание стать поваром, он доложил начальнику продслужбы, что желает взять рядового Камараускаса на кухню помощником…
Вскоре приказ был подписан. Сначала Мишка выучил санитарно-гигиенические стандарты. И только после их сдачи, его допустили на кухню. Первый раз Мишка вошёл на кухню в белой куртке, и в поварском колпаке. Там было несколько поваров. Ему сказали надеть фартук и начали «гонять».
Шли недели и месяцы. А кроме очистки овощей и фруктов, мойки и нарезки, подготовки мяса и рыбы к термической обработке ему ничего не доверяли. Он уже знал от корки до корки те технологические карты приготовления блюд, которые ему дали выучить.
И вот через полгода настал день, когда шеф устроил экзамен молодому повару. Мишка наизусть рассказывал приготовление разных блюд по технологическим картам, о которых спрашивал старшина. Потом шеф доверил ему приготовить борщ, и внимательно следил за действиями Мишки. Когда борщ был готов, старшина, попробовав его, покачал головой утвердительно, посмотрел на Мишку и сказал, — Тебе ещё многому надо будет учиться. Но первый экзамен ты сдал.
Мишка был счастлив. Он получил звание ефрейтора и корочки повара третьего класса. Теперь, когда он стал поваром, он мог экспериментировать с разными приправами и, особенно, старался помогать старшине, готовить для офицеров. Ещё через полгода Мишка получил корочки повара второго класса. А к концу службы в шестьдесят шестом сдал экзамен на повара первого класса и получил лычки младшего сержанта.
Пришло время решать дальнейшую судьбу. И Мишка не стал долго раздумывать. Ему нравилось ходить в военной форме и нравилось готовить. Зачем что-то менять. Возвращаться на хутор он не захотел и написал заявление на сверхсрочную службу…
Мишка получил офицерскую форму, только с сержантскими погонами. Его поселили в барак в комнату к такому же сержанту сверхсрочнику из взвода связи. Звали его Володя Ганиш. Комната была в два окна с печкой, на которой можно было приготовить пищу. Во дворе была колонка с водой, туалет тоже был на улице. Так началась новая жизнь повара Михаила Камараускаса.
В редкие выходные в посёлке особо заняться было нечем. Был магазин Смешанные товары, где продавали всё необходимое, и рядом с посёлком было Широковское водохранилище, где можно было покупаться и порыбачить. Ещё в трёх километрах был посёлок Широковский, и там был клуб с библиотекой.
В магазине около части работала продавщица Тамара. Она была красива и приветлива. Жила она в посёлке Широковском у своей тёти. Михаил решил познакомиться с ней ближе, но она не отвечала взаимностью. Шутила, что ей нравятся только высокие офицеры. А он был невысокого роста, но надежды не терял.
У Тамары можно было заказать товары, которых не было в магазине. Она заказы передавала экспедитору, и он привозил с базы из города всё необходимое. Михаил с Володей купили в складчину радиолу, и с музыкой стало жить веселее. По их просьбе Тамара заказывала для них грампластинки. В праздники устраивали вечеринки с танцами. Собиралась компания, Михаил приглашал и Тамару.
Когда осенью шестьдесят седьмого Тамаре дали комнату, он понял, что судьба даёт ему шанс. И он начал действовать энергичнее. Вариантов ухаживания было в посёлке немного — подарить ей полевые цветы, пригласить посмотреть фильм в клубе в Широковском или купить ей что-нибудь у неё же в магазине.
В том же бараке жил сержант сверхсрочник из взвода охраны по фамилии Юркус, тоже литовец. Он тоже заглядывался на Тамару и любил с ней поболтать. Тамара с ним общалась приветливо, и это раздражало Михаила. Он предложил Юркусу решить вопрос на кулаках. Юркус был на голову выше и засмеялся, — Миша, я не знал, что у тебя всё так серьёзно. Тамара мне нравится, но мне не нужна женщина с ребёнком. Есть молоденькие. А ты дерзай. Но прости, старик, шансов у тебя ноль. Ей нравятся высокие.
— А это не тебе решать, — Михаил был доволен разрешением вопроса.
Он узнал, что Тамара была на шесть лет старше его, и у неё был сын Коля. Он учился во втором классе в школе в Широковском, поэтому он остался жить у её тёти. Но Михаила, ни возраст Тамары, ни ребёнок не испугали, и он продолжал ухаживать…
Продолжение — Глава 12. Хороший мужик.